
В десятом веке византийский император Константин Багрянородный 
                          в составленном для поучения сыну сочинении "Об управлении 
                          империей" (948-952 гг.) впервые подробно описал пороги, 
                          переведя соответствующие названия "по-росски" и "по-славянски", 
                          уделив внимание способу их преодоления. Без сомнения, 
                          император пользовался свидетельствами очевидцев, может 
                          быть даже своей крёстной дочери, княгини Ольги. 
                          Интересно, что некоторые из порогов сохранили свои имена 
                          и до наших дней, так, самый большой из них, возле Никополя, 
                          во времена Киевской Руси носил имя Несытый, запорожцам 
                          и нам он известен как Ненасытець. Возможно, собранные 
                          Константином сведения подсказали способ убрать с пути 
                          Византии слишком предприимчивого и смелого князя Святослава- 
                          когда он возвращался после неудачного болгарского похода, 
                          у порогов его уже ждали печенеги. В битве возле Ненасытся 
                          князь погиб зимою 972 г. Через 1000 лет на месте предполагаемой 
                          гибели князя был установлен обелиск. 
                          
                          В Киевский период пороги были самым удобным местом переправы 
                          через Днепр. Как торгово-перевознические посёлки возникают 
                          поселения в районе современных городов Днепропетровска 
                          и Запорожья. При этом здесь отсутствуют укрепления, 
                          что указывает на мирное соседство кочевников и русичей. 
                          Этому не мешали ни регулярные набеги степовиков на Русь, 
                          ни ответные походы князей против "поганых". Так, от 
                          порогов начался несчастливый поход русско-половецкого 
                          войска к Калке в 1223 г.: 
                          Татаро-монгольское нашествие прервало освоение порогов. 
                          Погиб, не успев стать городом, посёлок на берегу Самары 
                          (Игрень). Его участь разделили другие. Край опустел. 
                          
                          
                          Новый этап начинается с козацкой колонизацией Запорожья. 
                          Уже после победы литовского князя Витовта над татарами 
                          в битве при Синих Водах в 1362 г., начинается заселение 
                          устья реки Самары. Речные пороги не страшили козаков, 
                          но были непреодолимой преградой для турецких судов. 
                          Напуганные резкой активизацией запорожцев на Черном 
                          море в начале 17 века, власти Порты начали давить на 
                          власти Речи Посполитой, номинальной хозяйки Запорожья 
                          в это время. Это совпало с желанием самой Польши укрепить 
                          здесь свою власть и предотвратить новые восстания запорожцев, 
                          подобные подавленному в 1631 г. движению гетьмана Федора 
                          Трясило. 
                          Для этого в 1635 г., по решению короля Владислава 
                          Ваза и сейма, напротив первого днепровского порога - 
                          Кодацкого была построена одноименная крепость, положив 
                          тем самым начало заселению территории современного Днепропетровска. 
                          (больше о Кодаке, см. здесь)
Этот порог, единственный из всех, носит не славянское 
                          имя. Константин Багрянородный знал его как Эссупи - 
                          "по-росски", или "не спи"- "по-славянски". Современное 
                          название, по мнению днепропетровского краеведа Ивана 
                          Савельева, порог получил от тюркских слов: "кой"- поселение 
                          и "даг"- гора//Савельєв . Кодак і Січеслав//Вільна 
                          думка,1992,№7, с.3. 
                          При крепости позднее возникло первое, еще не екатерининское 
                          поселение днепровских лоцманов. 
                          
                          В 1709 г. местность в очередной раз подверглась опустошению, 
                          теперь уже по приказу российского царя Петра Алексеевича 
                          и вновь стала запорожской после возвращения козаков 
                          в 1733 г. В 1770-х. годах весь Днепр оказался в пределах 
                          Российской Империи и сразу же начались попытки устранить, 
                          ставшей ненужной и даже мешающей, речную крепость. 
                          Первую идею улучшения судоходства по Днепру подал всё 
                          тот же неиссякаемый на прожекты князь Потёмкин уже в 
                          1775 году. Первые работы под руководством полковника 
                          Фалеева начались в 1785 году, а в 1795 де Волан предоставил 
                          свой проект улучшения сплавного судоходства через пороги. 
                          Работы с перерывами тянулись с 1799 по 1807 гг. и результатов 
                          не имели. Наконец, в 1826 г. была подробно исследована 
                          местность у порогов и составлен план работ, принятый 
                          к действию - предполагалось пробить через пороги судоходный 
                          канал. 
                          В 1833 г. в виде опыта было сделано углубление в первом, 
                          Старокодацком пороге, а в течении 1843-1854 гг. на всех 
                          порогах были прокопаны каналы вдоль левого берега и 
                          взорваны самые опасные скалы. Но улучшения судоходства 
                          это не вызвало - каналы получились узкими и мелкими 
                          и суда и дальше предпочитали "старый", козачий проход, 
                          лавируя среди скал правого берега. Пароходы пройти пороги 
                          не могли. Пассажирам, желающим путешествовать по Днепру, 
                          приходилось в Екатеринославе пересаживаться в дилижансы 
                          и степью огибать изгиб реки. Лишь весельные и гребные 
                          суда преодолевали пороги, да и то лишь в половодье. 
                          В обычное время удавалось сплавлять лишь плоты, но только 
                          по течению. Крепость осталась непобедимой. Поэтому особое 
                          значение имели днепровские лоцманы, знавшие пороги как 
                          свои пять пальцев. 
С 1770 г. к Старому Кодаку, по распоряжению 
                          Запорожского коша была переселена часть лоцманов из 
                          Ненасытинской "веслувальної флот_л_ї". С 1785 г. была 
                          организована группа лоцманов, которые проводили через 
                          пороги казённые суда с лесом. В 1787 г. они провели 
                          через пороги 80 судов флотилии Екатерины. По приказу 
                          Потемкина для переправы через пороги постоянно содержались 
                          121 человек, освобождённые от налогов и рекрутства. 
                          Со временем число лоцманов увеличилось до 673-х, живших 
                          в селах Старые Кодаки и Каменки. Образованные по воле 
                          Екатерины в 1787 г., лоцманы были самоуправляемой единицей 
                          приписанной к Министерству Путей Сообщения России, пока 
                          в 1879 г. их не передали в подчинение местным учреждениям 
                          на общественных началах. 
                          
                          Экономическое развитие России начала 20-го века поставило 
                          вопрос о новом способе радикального решения днепровской 
                          проблемы - шлюзовании. Проблема эта приобрела государственное 
                          значение, высокопоставленные чиновники видели в этом 
                          особую цель- ни много, ни мало - "установить прямое 
                          соединение Балтийского и Черного морей"! Первые проекты 
                          появились в 1905 г., но они в первую очередь рассматривали 
                          проблему шлюзов, лишь попутно упоминая о энергетике. 
                          Лишь в январе 1914 г. МПС передало в Государственную 
                          Думу предложение об ассигновании средств для строительства 
                          шлюзов по проекту инженера И.А. Розова, на общую сумму 
                          в 37 млн. рублей. 
                          В то же время появился проект Б.А. Бахметьева, в то 
                          время профессора Петроградского политехнического института 
                          (впоследствии посол Временного правительства в США), 
                          удачнее сочетавшего энергетический и шлюзовой аспекты. 
                          В итоге проекты предполагалось объединить, однако оба 
                          они зависли в коридорах власти. В 1914 г. Дума выделила 
                          лишь 2 млн. на окончательное составление проекта и 3 
                          млн. в 1915 г. "на приступ к работам". Как и полагается, 
                          деньги полностью не пришли, хотя база для работ была 
                          в Екатеринославе заложена. 
                          В 1918 г. проектом шлюзов занималась Украинская 
                          Академия наук, где присутствовал Розов. Из Екатеринослава 
                          перед захватом города армией Махно материалы были отправлены 
                          в Новороссийск, откуда, вероятно, были вывезены за границу, 
                          во всяком случае, в основу благополучно завершённого 
                          проекта ГОЭРЛО был принят план И.Г. Александрова (3 
                          апреля 1920 г). 
                          
                          Днепрогэс: Самая большая стройка ГОЭРЛО. Комиссию 
                          по строительству возглавил проигравший партию Сталину 
                          Лев Давидович Троцкий и именно он стоял во главе начального 
                          выполнения проекта. Плотина высотой 37 м, построенная 
                          вручную, должна была поднять уровень Днепра на всём 
                          протяжении порогов. 
                          В последний раз перед затоплением, пороги видели, во 
                          всей их древней красе, члены организованной Д.И. Яворницким 
                          в последнее лето экспедиции "походу на дубах за сторовинним 
                          звичаєм :". Д.И. Яворницкий тяжело переживал будущую 
                          победу над природой - исчезал целый мир, и сколько тайн 
                          осталось нераскрытыми? Но главное - сказкой становились 
                          деяния легендарных запорожцев. 
                          Григорий Омельченко, организатор музея лоцманства в 
                          пос. Лоцманская Каменка (теперь район Днепропетровска), 
                          вспоминал, как в 1930-е годы старый профессор говорил 
                          его отцу, тоже лоцману: 
                          "Не почуємо більше, як шумлять пороги, Микито, не вернеться 
                          минула слава". 
                          
                          В 1932 г. пороги перестали быть препятствием 
                          для судов - они были залиты водами нового Днепровского 
                          водохранилища. 
                          
                           (c) Юрий Пахоменков 2000