|«« | «« | »» | »»| |
В сентябре 1955 года верхняя часть Амурского моста была открыта для движения автомобилей и трамваев, а для прохода судов был создан специальный подъемный пролет.
Амурский (теперь Старый) мост в Днепре был построен к 1884 году по проекту инженера Н. П. Белелюбского и открыт одновременно с Екатерининской железной дорогой. Уникальное для своего времени сооружение, мост получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1889 году за передовую металлическую конструкцию.
Мост неоднократно разрушался во время войн, в том числе в 1943 году, во время отступления оккупантов. Сначала мост был достаточно быстро восстановлен на временных деревянных опорах, остатки которых до сих пор можно заметить возле моста. Движение поездов по нему возобновилось в 1944 году. А затем мост уже капитально восстановили в 1955 году с созданием подъемного пролета для крупных судов.
Об этой дате в группе «Мой родной Днепр» напомнил исследователь истории нашего города Ханс Калинин, который опубликовал редкие фотографии и рассказал следующее:
«Сентябрь 1955 года. Уникальные, эксклюзивные фото открытия Амурского моста после длительного восстановления. И на фото именно первый трамвай, который проехал по открытому, после восстановления, мосту. А вот троллейбусную линию пустят в 1956 году.
Наш старейший, Амурский мост несколько раз разрушали, в 1920 году, и в 1941-1943 годы, и каждый раз восстанавливали заново. В 1935 голу через мост был пущен трамвай. А вот после Второй Мировой войны мост уже пришлось отстраивать практически с нуля. В итоге от Старого моста остались лишь опоры и внешняя схожесть конструкции: отдаленно похожие фермы и второй ярус. Кроме того, у восстановленного моста появился разводной пролет. В новом образе мост открылся в 1955 году.
Особая новая конструкция, которая появилась в 1955 году, - подъемный пролет на Старом мосту. Это подъёмное устройство, предназначенное для прохождения под железнодорожным мостом крупногабаритных судов, было установлено в 1955 году, во время полного восстановления и реконструкции, разрушенного во время боевых действий, моста.
Вот что рассказывал инженер-мостовик Приднепровской железной дороги Виктор Стратулат в 2012 году об этом подъёмном пролете:
"Первоначально, в 1955 году, на мосту стояло три подъемника — электрический, дизельный и ручной. Но, после того, как электрический для страховки запитали с двух сторон Днепра и от двух разных подстанций, необходимость в дизеле отпала, и его убрали. Но, ручное приспособление, как говорится, на всякий случай, оставили. Ручное приспособление лебедочного типа, похожее на брашпиль — корабельное устройство для ручного поднятия якоря — до сих пор поддерживается в рабочем состоянии (информация 2012-го года - прим.автора). Принцип действия его таков: в вертикально расположенный вал вставляется длинный штифт, который должны одновременно вращать пять-шесть человек. Подъем и опускание 770-тонного пролета в ручном режиме происходит через сложные системы полиспастов, 8-рядных тросов диаметром 36 миллиметров и 300-тонных противовесов. Расчетное время каждой операции — один час. Летом 2007-го года на мосту, и именно на подъёмное пролете, случился сильный пожар. Официальная версия пожара — влияние посторонних лиц. По всей вероятности, причиной всему стал горящий окурок, кем-то брошенный вниз с автодорожной части моста. Он залетел между деревянными обшивками технических помещений, расположенными на подъемном пролете. А разгулявшийся в тот день ветер, почти сорокоградусная жара и неурочное время — около шести вечера — сделали свое дело. Огонь занялся моментально и "сожрал" на своем пути все, что могло гореть, но самое главное — кабели, шкафы с электрооборудованием, пульт управления.
Съехавшиеся со всех концов города пожарные машины ничего сделать не могли, с пламенем не справлялись. И тогда вызвали из порта пожарный катер, который за считанные минуты мощной струей из водяной пушки укротил пламя. Но это произошло только через три часа после начала пожара. К счастью, подъемные двигатели не пострадали, так как находились наверху.
А в ноябре 1977 года рядом с мостом номер-1, Амурским, был построен и сдан мост номер-5, только под железнодорожное движение, но, кстати, оборудованный таким же подъемным пролетом.
Последнюю масштабную реконструкцию с заменой покрытия провели в 2002 году. И с тех пор на подъемных устройствах обоих мостов капитальный ремонт так ни разу и не проводился. Электродвигатели и электрооборудование, кабели, редукторы и другие механические части морально и физически устарели, срок их службы давно истек…».
Фото из архива Ханса Калинина и со страницы группы «Мой родной Днепр».
![]() |
Gorod`ской дозор |
![]() |
Фоторепортажи и галереи |
![]() |
Видео |
![]() |
Интервью |
![]() |
Блоги |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
![]() |
Погода |
![]() |
Архив новостей |
Даладно))) Он ещё до войны был. Хоть бы историю почитали) Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2